АИС «Навигатор дополнительного образования»

Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» с 2020 года в Ставропольском крае создан Навигатор дополнительного образования детей (далее -Навигатор). Эта система уникальна и не имеет аналогов в международном масштабе.
Уважаемые родители!
На сайте Навигатора вы узнаете, как формируется и используется
единое информационное пространство в сфере дополнительного образования
детей Ставропольского края. Навигатор – это интернет-площадка,
представляющая собой единую базу данных, в которой собрана информация
обо всех кружках и секциях, организациях дополнительного образования,
реализуемых на территории Ставропольского края.
Для чего нужен Навигатор дополнительного образования детей
Ставропольского края?
Его цель – помочь родителям выбрать направления развития детей. С
помощью этой поисковой системы дети и их родители (законные
представители) могут выбрать подходящую программу и получить
подробную информацию об образовательных услугах организаций
дополнительного образования в Ставропольском крае. В системе
предусмотрен фильтр, где можно задать интересующие параметры
(например, возраст ребенка, способности, особенности здоровья и т.д.) и
получить возможные варианты кружков и секций. При выборе программ
пользователи могут ориентироваться на отзывы других родителей.
Регистрируясь в системе Навигатор, Вы получаете информационный доступ
ко всем дополнительным общеобразовательным программам и информации о
деятельности организаций дополнительного образования. Регистрация в
Навигаторе осуществляется на добровольной основе и не влияет на
посещаемость Вашим ребенком кружков и секций.
Для лучшего понимания всех возможностей Навигатора выделены
преимущества для родителей:
— не выходя из дома возможность выбора кружка или секции любой
направленности;
— просмотр каталога организаций дополнительного Ставропольского края;
— просмотр программы и подачу предварительной заявки;
— ознакомление с подробной информацией о каждой программе с фото и
иллюстрациями;
— право оставить отзывы о программе, а также просмотр отзывов и оценок,
которые оставляют родители.
Навигатор – это не просто нововведение системы дополнительного
образования детей, это инструмент, который позволит выстроить
доступность и вариативность, повысить конкурентоспособность всех дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в крае для детей и родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Навигатор – это удобный каталог всех программ дополнительного
образования, который находится по адресу: https://р26.навигатор.дети
Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края дает
следующие преимущества родителям:
— просмотр каталога организаций дополнительного образования
Ставропольского края;
— выбор кружка или секции любой направленности, любого уровня,
просмотр программы и подачу предварительной заявки;
— ознакомление с подробной информацией о каждой программе с фото и
иллюстрациями.
— право оставить отзывы о программе, а также просмотр отзывов и оценок,
которые оставляют родители.
РЕГИСТРАЦИЯ В НАВИГАТОРЕ
Для регистрации необходимо выполнить несколько простых шагов:
на сайт Навигатора дополнительного образования детей Ставропольского края по ссылке: https://р26.навигатор.дети/
2 Нажать кнопку «Регистрация» в правом верхнем углу экрана.
3 Заполнить все обязательные поля в регистрационном поле: выбрать
муниципалитет; ввести фамилию, имя, отчество родителя; номер
мобильного телефона; адрес электронной почты; пароль (выбрать
самостоятельно).
4 Перейти по ссылке, указанный в письме, подтвердить свой e-mail.
5 Поздравляем!!!! Вы успешно зарегистрировались в системе
Навигатора. Можете зарегистрировать своих детей и выбирать
желаемые программы в личном кабинете Навигатора.
ВАЖНО!!!
 При регистрации правильно вводить адрес электронной почты (не
терять от нее пароль).
 Не забыть подтвердить аккаунт (вам придет письмо о
подтверждении на указанный при регистрации адрес электронной
почты).
 Регистрироваться в АИС «Навигатор» ОДИН РАЗ.
Инструкция по регистрации личного кабинета родителя
(законного представителя) в Навигаторе дополнительного образования детей Ставропольского края Региональный сайт «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края» — это информационный портал, в
котором представлена единая база кружков различной направленности для детей в возрасте от 5 до 18 лет. Навигатор обеспечивает доступ к современным общеобразовательным программам дополнительного образования и позволяет родителям (законным представителям) и детям получить исчерпывающую
информацию о дополнительном образовании в крае и осуществлять
запись на дополнительные общеобразовательные программы.
Видеоинструкция: https://youtu.be/TmI98CNLeAM 
Для регистрации вам необходимо выполнить несколько простых шагов:
Шаг 1 Зайдите на сайт «Навигатор дополнительного образования детей
Ставропольского края» перейдя по ссылке: https://р26.навигатор.дети/
Шаг 2 Нажмите кнопку «РЕГИСТРАЦИЯ» в правом
верхнем углу экрана.
Шаг 3 Пройдите авторизацию (получение прав
пользователя в системе), заполнив следующие
обязательные поля:
муниципальное образование (выбирается из списка) по месту
проживания;
Ф.И.О (родителя);
номер мобильного телефона;
действующий адрес электронной почты;
пароль.
Обращаем внимание на важность правильного и корректного
ввода личных данных, адреса электронной почты, так как в
дальнейшем, именно на указанный адрес, будут приходить
уведомления от информационной системы «Навигатор», а также
данные для восстановления пароля, в случае его утери и запроса на
восстановление.
Далее следует ознакомиться с Пользовательским соглашением и
политикой конфиденциальности, выразить своё согласие с
документом, поставив отметку в виде ✔в соответствующее поле
(выразить согласие на обработку персональных данных).
Шаг 4 После заполнения регистрационной формы нажмите
кнопку «ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ», на указанный адрес
электронной почты поступит уведомление. Перейдите по ссылке, указанной в письме, чтобы подтвердить свой адрес электронной почты.
Шаг 5 После перехода по ссылке, и успешного подтверждения адреса электронной почты, нажмите на ФИО в верхнем правом углу для перехода в личный кабинет.
Поздравляем! Вы успешно зарегистрировались в Навигаторе!
После регистрации на сайте Вам будет предоставлен доступ в
личный кабинет, в котором необходимо добавить данные детей в
разделе «Дети»: ФИО и дату рождения. Вы также получите доступ
к участию в программах, на которые ведется запись, просмотру
истории поданных заявок, сможете редактировать свой профиль,
оставлять отзывы к программам. На электронную почту, указанную
при регистрации, будет направлено уведомление об изменении
статуса поданных заявок на участие в выбранных программах,
размещенных в Навигаторе.
Далее необходимо проверить правильность введённых данных и
нажать кнопку «СОХРАНИТЬ».
Во вкладке «Дети» имеется возможность добавить несколько детей.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПРОСИМ НЕ ДОБАВЛЯТЬ ОДНОГО РЕБЕНКА НЕСКОЛЬКО РАЗ! 
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ОБУЧЕНИЕ

Перейдите из личного кабинета в «КАТАЛОГ» программ (рис. 1) 

В Навигаторе предусмотрены следующие фильтры отбора и поиска
программ:
 по муниципалитету (территориальное расположение);
 по организатору (образовательная организация);
 по направленности программы(художественная, техническая,
естественнонаучная, социально-педагогическая,
физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая);
 по направлению программы;
 по возрасту детей;
 по особенности здоровья.
Поиск можно также осуществлять и по каталогу программ. Для
упрощения процесса подбора программы реализован полнотекстовый поиск с подсказками по мере ввода запроса.  
Выберите программу из отфильтрованного списка,
удовлетворяющую запросу и нажмите кнопку «ПОДРОБНЕЕ».
В открывшемся окне появится информация о программе: описание
процесса обучения, компетенции, которыми овладеет ребенок, цели
и наименование организации и адрес проведения занятий. Здесь же
прописываются особые условия при приеме детей, если они есть,
например, наличие заключения врача.
Для оформления заявки нажмите кнопку «ЗАПИСАТЬСЯ». В
открывшемся окне выберите группу из предложенных в данной
программе и нажмите «ДАЛЕЕ».
Заявка успешно оформлена!
          После подачи заявки на обучение, на электронную почту
образовательной организации будет отправлено уведомление о
подачи заявки. Администратор образовательной организации
рассматривает поступившую заявку и принимает решение о ее
подтверждении или отклонении, обрабатывает заявку на сайте и
при необходимости связывается с Вами для уточнения
информации.
На Вашу электронную почту будет поступать системное сообщение
о результатах рассмотрения заявки и контактные данные
организации, а в случае отклонении заявки, появится сообщение о
причине отказа.
Подтвержденная заявка –не является обязательным условием
для зачисления ребенка на обучение. Подтверждение заявки

означает готовность организации принять ребенка в объединение при соблюдении всех необходимых условий и требований, установленных для реализации конкретной программы. Получить информацию о поданных заявках, а  также их статусах можно в личном кабинете во вкладке «История заявок».

Если вы забыли, свой пароль от личного кабинета, нажмите «Не
помню пароль», введите в открывшемся окне адрес электронной
почты, который Вы указывали при регистрации и нажмите
«Восстановить мой пароль» – письмо с новым паролем будет
отправлено на указанный адрес электронной почты.
Все вопросы по регистрации личного кабинета родителя Вы можете
направлять на электронную почту: rmc 126@ mail . ru
НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ – ЭТО ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА
ВАШЕГО РЕБЕНКА!

Отзыв о проекте «Билет в будущее»

      Мы учимся в десятом классе. Так быстро летят школьные годы. Мы стоим на сложном пути выбора профессии. Для того чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.
        На платформе проекта у каждого из нас создан свой личный кабинет, в котором отражаются результаты участия. На платформе мы прошли тесты, которые помогли узнать о наших навыках склонностях и интересах. Нам нравится, что есть возможность в дистанционном формате пробовать на практике различные профессии, например дизайнера, звукорежиссера, педагога или повара. Все девчонки нашего класса поучаствовали в уроке профессионального мастерства по компетенции «Визаж и стилистика». Никогда не думали, что работа визажиста такая сложная — ведь необходимо
учесть столько всего, чтобы грамотно подобрать образ клиенту, сделать макияж в соответствии с типом лица, принципами колористики, а также цветотипом клиента…
    Много впечатлений осталось от онлайн Try-a-Skill по компетенции «Визуальный мерчандайзинг». Мы открыли для себя новую профессию.
Каждому из нас придётся связать свою жизнь с одной из профессий. Очень
хочется, чтобы любимая работа была в радость и тебя считали  профессионалом своего дела. С нетерпением ждём февраль 2021 года, чтобы вновь присоединиться к участию в проекте «Билет в Будущее».
2020-12-03_16-56-08

Участие в проекте «Тотальный тест «Доступная среда»

https://edu.rirportal.ru/total-test-2020/ — 

3 декабря, в Международный день инвалидов прошел ежегодный Тотальный тест «Доступная Среда». Социальный проект направлен на повышение уровня осведомленности граждан о существующих проблемах и потребностях людей с инвалидностью.

Организаторами мероприятия выступают автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр обучения профессионалов здравоохранения», «Общероссийский народный фронт», общественная организация «Всероссийское общество инвалидов», Департамент труда и социальной защиты населения Москвы, а также «Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая».

Тотальный тест «Доступная среда» – это инициированная проектом «Академия доступной среды» общероссийская онлайн-акция по добровольному тестированию граждан, где каждый желающий может проверить свои знания по вопросам доступной среды и навыки общения с людьми с инвалидностью.

Принять участие в мероприятии можно из любой точки страны, пройдя регистрацию на официальной странице проекта «Тотальный тест «Доступная среда». Зарегистрировавшимся участникам придет ссылка на личный кабинет. В нем 3 декабря 2020 года с 10 часов по московскому времени можно ответить на вопросы, включающие в себя несколько тематических блоков: физическая, коммуникационная и цифровая доступность. Все участники получат сертификаты о прохождении теста от «Академии доступной среды».

По итогам будут проанализированы результаты и подготовлен рейтинг регионов по уровню знаний в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для людей с инвалидность. В дальнейшем это поспособствует повышению значений показателей в регионах, уровня информированности граждан, увеличению числа мероприятий по созданию условий доступной среды и инклюзивного взаимодействия для людей с инвалидностью и других категорий маломобильных групп населения.

В МКОУ СОШ № 3 в акции приняли участие учащиеся 10 класса, предварительно пройдя регистрацию. Десятиклассники поучаствовали в тесте с помощью компьютера и мобильных телефонов.

IMG-20201203-WA0003 IMG-20201203-WA0007

Методика реабилитации несовершеннолетних, находящихся под воздействием идеологии терроризма и религиозного экстремизма

http://www.dagminobr.ru/storage/files/2020/Protiv_TerrEkstr/metod_reabil_nesovlet.pdf — по этой ссылке можно ознакомиться с Методикой реабилитации несовершеннолетних, находящихся под воздействием идеологии терроризма и религиозного экстремизма.

Уроки газовой безопасности

В целях профилактики травматизма среди несовершеннолетних, в том числе газовой безопасности, в МКОУ СОШ №3 были проведены уроки для обучающихся, посвященные газовой безопасности, в которых приняли участие 184 человека.
Основная цель этого мероприятия — предупреждение опасных ситуаций с использованием газа в быту. Кроме того, оно
направлено на развитие в подростках чувства ответственности за собственную безопасность и окружающих, формирование
убеждения в необходимости бережного отношения к природным ресурсам.
В ходе уроков ребята узнали о том, как правильно пользоваться газовыми приборами: водонагревателем (колонкой), плитой и
духовым шкафом. Школьникам подробно рассказали
— какие действия необходимо предпринимать при утечке газа, при внезапном отключении газоснабжения;
— почему нельзя пользоваться сотовыми телефонами и электрическими приборами в случае появления запаха газа в квартире.
Ученикам также объяснили, почему необходимо обращаться к специалистам газовой службы для ежегодного проведения
технического обслуживания внутридомового газового оборудования.
В своей работе преподаватели использовали видеоролики, представленные АО «Газпром газораспределение Ставрополь»,
которые можно посмотреть, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/channel/UCHQRPJkAtyNRn2thj45Cdqw?
view_as=subscriber
ed594646-02f5-4c57-b5ef-c315aa225b2f dac01728-8460-481d-a19c-cc4ee09cd9b9 7fbe5335-5f07-4bed-92d6-fdb07618fd53

Конкурс «Живая классика»

Наше время-это эпоха великих достижений науки, техники, время
замечательных открытий.
Но из всех чудес, созданных человеком наиболее сложным и великим
считается книга. В ней заключен огромный духовный мир человечества. Её
называют единственной машиной времени, с помощью которой можно
совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в настоящее.
Всероссийская неделя «живая классика» в библиотеках; проводимая с 23 по
29 ноября 2020 года в общеобразовательных организациях, призвана
популяризировать чтение среди детей и подростков, расширить их
читательский кругозор, знакомить с произведениями русской и зарубежной
литературы. В рамках этой акции в МКОУ СОШ №3 прошли мероприятия
для учащихся 5-11 классов. Ребятам были представлены презентация
Всероссийского конкурса юных чтецов «живая классика» и его описание; на
основе книжного фонда составлен рекомендательный список по выбору
произведений на конкурс. В школьной библиотеке организована книжная
выставка «Почитай-не пожалеешь».
На встречу со школьниками была приглашена учащаяся 6 класса Бушина
Юлия, занявшая в 2019 году 3 место в районном этапе конкурса «живая
классика». Она поделилась впечатлениями о своём участие в этом
мероприятии.
Эмблема «живой классики»-юный человек, плывущий на книге, как на плоту,
по реке жизни, является весьма точной. Хочется, чтоб именно так
воспринимали книгу ребята!
IMG-20201125-WA0009 20201125_093833

Утверждено новое расписание проведения итогового сочинения в 2020-2021 учебном году

Утверждено новое расписание проведения итогового сочинения в 2020-2021 учебном году

      Совместным приказом Министерства просвещения России и Рособрнадзора утверждено новое расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году.

Приказом установлен основной срок проведения итогового сочинения (изложения) – 5 апреля 2021 года, а также в дополнительные сроки – 21 апреля и 5 мая 2021 года. Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

 

22 ноября — День словаря

Ежегодно 22 ноября в нашей стране отмечается День словарей и энциклопедий. Дата его проведения выбрана не случайно. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого велико-русского языка» Владимир Иванович Даль. В МКОУ СОШ №3 прошли мероприятия,посвящённые этому празднику. Учащиеся 5и6 классов были приглашены на классные часы «Путешествие в страну словарей» и «День словаря». Ребята познакомились с историей праздника, узнали много интересного  из жизни знатока русского языка В.И. Даля, который был чутким ценителем русской речи, ещё с юности собирал этнографические данные,увлекаясь литературой и простой жизнью русского народа.Большой интерес у школьников вызвала выставка словарей.На ней были представлены орфографические, толковые словари, словари синонимов,антонимов, иностранных слов и другие. Увлекательно прошли викторины, выполнение заданий которых способствовало закреплению знаний о многообразии словарей и их назначении. Ребята убедились в том, что словари-наши помощники. И чем раньше мы заведём с ними дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор и богаче культура речи. Эти замечательные книги ждут своих читателей на полках нашей школьной библиотеки.

20201121_103241 20201121_103234 20201121_100549 20201121_095718 20201121_095701 20201121_095531

Отзывы родителей о проекте «Билет в будущее»

Отзыв об участии в проекте «Билет в будущее» .
Участие моей дочери Полетаевой Веры, в проекте «Билет в будущее» стало
для неё полезным опытом.
Я считаю, что работа по профориентации в школе должна начинаться с
младших классов, чтобы каждый ребёнок смог поближе познакомиться с
выбранной профессией, понять, чем она его привлекает.
По окончанию школы моя дочь собирается поступить в лингвистический
университет, так как она уже давно определилась с выбором профессии: ей
очень нравится изучать иностранные языки.
Проект «Билет в будущее» помогает детям почувствовать себя в той или
иной профессии, даёт много полезных советов. Организаторы ответственно
отнеслись к подготовке проекта. Было очень интересно, да и увлекательно!
Полетаева Ю. В.,
родитель МКОУ СОШ №3 п.Новокумского
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
Отзыв родителей об участии детей в проекте «Билет в будущее»
При выборе профессии, с которой мы собираемся связать всю свою
дальнейшую жизнь, очень важно руководствоваться различными причинами
и доводами. Помимо того, что моей дочери будущая специальность просто
нравится, необходимо досконально изучить все тонкости выбираемой
профессии, с которыми придётся иметь дело. Это необходимо сделать для
того, чтобы потом не жалеть о выборе и «не кусать локти». Когда классный
руководитель моей дочери Шкурко Ксения Сергеевна порекомендовала нам
зарегистрироваться на сайте «Билет в будущее», мы и не ожидали, что будет
действительно интересно поучаствовать и ответить на вопросы о многих
профессиях, представленных на сайте.
Участвуют ученики 6-11 класса всей России. Такой проект, как «Билет
в будущее», даёт широкие возможности в ранней профессиональной
ориентации тем, что, прежде всего, открывает глаза ребёнка на практическую
сторону выбранной профессии. Вход на онлайн-платформу «Билет в
будущее» стал доступен для всех с 7 июля. Было интересно не только
ребёнку, но и мне.
Саломатина Л.В.,
родитель МКОУ СОШ №3 п.Новокумского
Левокумского муниципального района
Ставропольского края

Внимание: конкурс!!!

Администрацией Левокумского муниципального
Ставропольского края организовано проведение районного конкурса
«КОРРУПЦИЯПРОТИВ» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных
организаций Левокумского муниципального района Ставропольского края.
Положение о районном конкурсе доступно на официальном сайте
администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края в сети «Интернет» по ссылке: https://adminlmr.ru/korrup/event.php .

Проект «Билет в будущее» — полезные ссылки

  1. https://drive.google.com/drive/folders/1d_iE9XeD-OYOb2_etDV7JMPL0igqtp38 — исходники Буклета о Фестивале профессий «Билет в будущее»
  2. http://bilet-help.worldskills.ru/ — Организационная информация и инструкции для родителей и участников проекта «Билет в будущее»
  3. https://drive.google.com/drive/folders/1QPQmJzoP2NJI2j2E8mSUzpXklBE6RuJd?usp=sharing — исходники баннера в соцсети.
  4. https://drive.google.com/drive/folders/1d_iE9XeD-OYOb2_etDV7JMPL0igqtp38 — исходники Буклета о Фестивале профессий «Билет в будущее»
  5. http://bilet-help.worldskills.ru/school — инструкции и материалы для школы
  6. http://bilet-course.worldskills.ru/navigator_reflection — курс для педагогов Проведение рефлексии с подростками в ситуации профессионального выбора

Рекомендации Общественной палаты

Рекомендации

Общественной палаты Российской Федерации

по вопросам сохранения исторической правды и противодействия распространению исторических фейков

 

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию при участии Комиссии Общественной палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, Комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО и Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия проведены круглые столы на следующие темы: «Небрежность, равнодушие или цинизм? Как «ошибки» в иллюстративных и агитационных материалах искажают историю» (15 июля 2020 года, г. Москва) и «Глупая шутка или намеренная ложь? Фейки как угроза сохранению исторической правды» (24 июля 2020 года, г. Севастополь) (далее – круглые столы, мероприятия).

В мероприятиях приняли участие члены Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ФГБУ «Роспатриотцентр», ООД «Поисковое движение России», ООД «Клубы исторической реконструкции России», иных общественных объединений, некоммерческих организаций и экспертного сообщества.

В рамках круглых столов участники обсудили:

  • вопросы этики в социальной рекламе;
  • меры по обеспечению контроля за производством, размещением и распространением рекламы, посвященной историческим событиям и их участникам;
  • причины возникновения исторических фейков и меры по противодействию их распространению;
  • роль общественных организаций, средств массовой информации и органов государственной власти всех уровней в формировании в обществе нетерпимого отношения к историческим фейкам.

В последние годы в ряде зарубежных стран ужесточились посягательства на итоги Второй мировой войны, выражающиеся в искажении исторических фактов и нивелировании роли советского народа в Победе над фашизмом. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно призывал решительно противостоять распространению идей расизма и антисемитизма, пресекать любые попытки искажения правды о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и оправдания действий агрессоров и их пособников.

В действующем федеральном законодательстве содержится ряд норм, указывающих на необходимость противодействия попыткам фальсификации исторических фактов.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, указано на то, что «все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории». При этом к одной из угроз национальной безопасности в области культуры отнесены попытки фальсификации российской и мировой истории.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, в качестве самостоятельной задачи прямо указывается на необходимость твердо противодействовать любым проявлениям экстремизма, неонацизма, расовой дискриминации, агрессивного национализма, антисемитизма и ксенофобии, попыткам фальсификации истории и использования ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, способствовать деполитизации исторических дискуссий.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 354.1 «Реабилитация нацизма», предусматривающая уголовную ответственность за:

  • отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично;
  • распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично.

Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 27-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния (части 9 и 10 статьи 13.15).

Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в российское законодательство введены нормы, предусматривающие запрет на распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает в том числе угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан и массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в Конституцию Российской Федерации внесены поправки, предусматривающие обеспечение защиты исторической правды и недопущение умаления значения подвига народа при защите Отечества.

Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся проекты федеральных законов:

  • № 920617-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»[1], положения которого направлены на пресечение пропаганды деятельности пособников нацизма и оправдания коллаборационизма;
  • № 963440-7 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации»[2], положения которого предусматривают установление уголовной ответственности за фальсификацию исторических фактов о причинах и итогах Второй мировой войны.

Несмотря на предпринимаемые государством меры, в последние годы все чаще наблюдаются факты распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») и в социальных сетях недостоверной или фальсифицированной информации о Великой Отечественной войне под видом достоверных сообщений (далее также – фейки).

В частности, проводимые в 2020 году мероприятия, посвященные 75-летию Великой Победы, стали поводом для возникновения большого потока фейков, в том числе при проведении акции «Бессмертный полк онлайн». В 2020 году общероссийская акция «Бессмертный полк» впервые в истории проходила полностью в дистанционном формате в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. По информации сопредседателя Центрального штаба Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России», председателя Комиссии Общественной палаты по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Е.М. Цунаевой, во время проведения онлайн-шествия были установлены факты размещения анкет с фотографиями офицеров Вермахта. Участники мероприятий, ссылаясь на данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), отметили формирование в обществе крайне негативного отношения к подобным фейкам. Так, абсолютное большинство наших соотечественников (83%) отнеслись к данному происшествию с осуждением[3].

Все IP-адреса, с которых осуществлялось размещение фейковых анкет, зафиксированы службой безопасности сайтов, транслировавших онлайн-шествие «Бессмертный полк онлайн», и переданы для проведения проверки в Следственный комитет Российской Федерации. По указанным фактам Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации – реабилитация нацизма, то есть одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского военного трибунала[4].

Это пример целенаправленного, возможно, заранее спланированного акта распространения фальсифицированной информации об участниках Великой Отечественной войны.

В то же время, как было отмечено участниками мероприятий, существуют факты распространения недостоверной или фальсифицированной информации об исторических фактах, связанные с незнанием российской истории и попустительством региональных и местных органов власти.

Героические эпизоды истории нашей страны зачастую становятся основой агитационных и пропагандистских материалов, социальной рекламы, плакатов, альбомов, билбордов, призванных напомнить о подвигах наших предков, отдать дань уважения ветеранам. Ежегодно памятные даты, связанные со становлением и развитием российской государственности, великими победами, эпохальными достижениями или, напротив, невосполнимыми потерями, служат поводами для создания и тиражирования визуальных образов: 9 мая, 22 июня, 23 февраля, 12 апреля. Эти дни являются частью культурного кода каждого россиянина.

В этой связи особенно циничным представляется невнимательное или даже пренебрежительное отношение к содержанию и формам агитационных материалов и социальной рекламы, приводящее к неприятным, оскорбляющим историческую память случаям. В ходе мероприятий участниками проанализированы случаи производства и размещения подобных материалов, в том числе на основе публикаций в СМИ о них.

Так, например, в городе Усинске Республики Коми был размещен плакат к 9 мая с оленем и вооруженным солдатом[5]. Согласно пояснениям Главы муниципального образования городского округа – руководителя администрации муниципального образования городской округ «Усинск», предполагалось отдать дань памяти оленно-транспортным (оленно-лыжным) батальонам, сражавшимся в годы ВОВ на Карельском фронте. Однако солдат на плакате оказался финским, а Финляндия во время Второй мировой войны воевала против СССР. Данный факт вызвал возмущение пользователей сети «Интернет». Глава муниципального образования городского округа – руководитель администрации муниципального образования городской округ «Усинск» заявил, что «данный случай произошел по недогляду сотрудников администрации, которые понесут заслуженное наказание».

В декабре 2019 года в городе Орле появились электронные табло с социальной рекламой волонтерской организации «Волонтеры Победы». Реклама была посвящена помощи ветеранам, однако ввиду допущенной ошибки на баннере был размещен слоган: «Я забочусь о ветеринарах вместе с «Волонтерами победы». Организация, изготовившая ролик для баннера, признала свою ошибку и сообщила, что она возникла ввиду автоматической замены слова «ветераны» на слово «ветеринары». Заказчиком социальной рекламы, согласно публикациям в сети «Интернет», выступило Управление по молодежной политике Орловской области, которое, со слов представителей организации – изготовителя, согласовало ролик в представленном виде[6].

В городе Нижнем Новгороде ко Дню Победы разместили праздничные баннеры «Спасибо за Победу!», на которых был изображен памятник героям Гражданской войны 1918 – 1919 годов – матросам Волжской военной флотилии – вместо участников Великой Отечественной войны. Администрация города Нижнего Новгорода отметила, что данные плакаты размещены владельцем рекламных конструкций самостоятельно, без согласования[7].

Сервис доставки еды «СберМаркет» разместил в социальных сетях рекламу, анонсирующую начало работы с новыми организациями торговли в городах Волгограде, Перми, Челябинске, Тюмени и Уфе. Данная реклама подверглась критике со стороны ветеранов Великой Отечественной войны[8], так как в ней использовалось изображение скульптуры «Родина – мать зовет!», являющейся объектом культурного наследия федерального значения[9], с лимоном в руке. Согласно публикациям в сети «Интернет»[10], плакат размещен организацией-подрядчиком без необходимого согласования с сервисом «СберМаркет». Управлением антимонопольной службы по Волгоградской области планируется рассмотрение данного случая на экспертном совете[11].

Возможность появления плакатов, баннеров, иных материалов рекламного характера, содержащих искаженную, недостоверную информацию об исторических событиях и их участниках, особенно о Великой Отечественной войне, тиражирование и активное обсуждение такой информации в социальных сетях дискредитирует региональные и муниципальные органы власти, формируя к ним негативное отношение общества.

Кроме того, приведенные примеры свидетельствуют также о недобросовестном исполнении организациями – исполнителями (подрядчиками) контрактов на изготовление полиграфической продукции, рекламных роликов, включая социальную рекламу.

В соответствии с положениями статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» поставщики (подрядчики, исполнители), существенно нарушившие условия контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая изложенное, представляется целесообразной проработка вопроса о включении организаций – подрядчиков (исполнителей), допускающих при исполнении государственных (муниципальных) контрактов искажение исторических фактов (в том числе непреднамеренное) и изготовление продукции, оскорбляющей историческую память, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, участники мероприятий отметили актуальность вопроса о внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за умышленное и неумышленное принижение роли и подвига советских солдат, оскорбление памяти ветеранов Великой Отечественной войны и искажение исторических фактов.

Указанное предложение обусловлено тем, что диспозиции частей 9, 10 и 11 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений при обязательном наличии квалифицирующих правонарушение признаков:

  • создание угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозы массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозы создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (часть 9);
  • повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (часть 10).

Таким образом, описанные выше примеры исторических фейков и невнимательное отношение региональных и муниципальных органов власти и организаций – подрядчиков (исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов к содержанию и формам агитационных материалов и продукции (в том числе полиграфической) к праздничным дням и памятным датам, приводящее к оскорбляющим историческую память случаям, не будут образовывать состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 9, 10 и 11 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участники круглых столов также считают необходимым обратить внимание высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав муниципальных образований на необходимость усиления контроля за исполнением государственных и муниципальных контрактов по изготовлению продукции или предоставлению услуг, связанных с историческими датами, фактами, событиями.

Кроме того, предлагается рассмотреть возможность включения в государственные и муниципальные контракты на изготовление полиграфической, рекламной и иной продукции, посвященной событиям Великой Отечественной войны и их участникам, и технические задания к ним обязательного требования об использовании организациями – подрядчиками (исполнителями) фото- и видеоматериалов, размещенных на официальных сайтах «банков данных», созданных по инициативе Министерства обороны Российской Федерации, например, обобщенного банка данных «Мемориал», электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», портала «Память народа».

Важным, по мнению участников мероприятий, является формирование в обществе толерантного или нетолерантного отношения к фактам умышленного или непреднамеренного искажения исторических событий, в том числе при производстве материалов рекламного характера. Профилактика и предотвращение подобных фактов должны осуществляться не только органами государственной власти, но и профессиональным сообществом. По мнению участников круглых столов, изменению ситуации может способствовать оценка профессиональными сообществами рекламопроизводителей и рекламораспространителей материалов рекламного характера на предмет наличия в них искаженной, недостоверной информации об исторических событиях и их участниках, оскорбляющей историческую память.

Учитывая изложенное, участники круглых столов высказали предложение об учреждении антиконкурсов и антипремий, предполагающих выделение организаций, имеющих сомнительные достижения в области социальной рекламы, в том числе в связи с производством ими товаров, оказанием услуг, имеющих признаки искажения исторических фактов или оскорбления исторической памяти.

Участники мероприятий также напомнили, что при Общественной палате создан и осуществляет деятельность Координационный совет по социальной рекламе и социальным коммуникация[12], одной из задач которого является повышение качества и эффективности социальной рекламы. По мнению участников, указанный Координационный совет мог бы выступить учредителем подобных антипремий и антиконкурсов на федеральном уровне.

Другой причиной появления рекламных видеоматериалов и полиграфической продукции, содержащих искаженную информацию об исторических фактах, по мнению участников круглых столов, является общая безграмотность исполнителей.

Так, по данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2018 году, в группе 18 – 24-летних граждан верный ответ о дате начала Великой Отечественной войны дают только 40 % респондентов, в то время как среди зрелого и старшего поколения (возрастная группа от 45 до 59 лет) – 83%[13].

В целях повышения уровня исторической грамотности молодого поколения, пропаганды достоверного исторического знания и разъяснения недостоверности наиболее популярных мифов о Великой Отечественной войне и других знаковых исторических событий участники мероприятий предложили рассмотреть возможность разработки специальных программ и их реализации на базе летних школьных исторических лагерей и школ для молодых историков, студентов гуманитарных образовательных организаций как из России, так и государств СНГ и иных иностранных государств.

Отдельное внимание участники круглых столов уделили современным механизмам распространения исторических фейков, в том числе созданных иностранными средствами массовой информации (далее – СМИ), выполняющими функции иностранного агента.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 426-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» и Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленные на совершенствование правового регулирования вопросов распространения информации иностранными СМИ. В частности, положениями указанного Федерального закона установлено, что информация иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) созданного им российского юридического лица, а также материалы и (или) сообщения таких лиц, распространяемые владельцами информационных ресурсов, должны содержать указание на то, что такая информация, а также материалы и (или) сообщения, созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) созданным им российским юридическим лицом. Кроме того, положения указанного Федерального закона определяют порядок ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица в случае нарушения названными лицами установленного порядка деятельности.

Правоприменительная практика указанных выше норм формируется, вместе с тем участники круглых столов отмечают увеличение количества фактов использования социальных сетей и мессенджеров в целях распространения исторических фейков.

По мнению участников мероприятий, проблема усугубляется тем, что подрастающее поколение не всегда осознает, что такое историческая память, и факты искажения исторических событий остаются у детей и молодых людей без должного внимания в силу того, что подобного рода исторический опыт не пережит как ими лично, так и членами их семьи. Зачастую в сознании молодых людей не воспринимается негативно незнание памятных и иных важных для истории страны дат или допущение ошибок при распространении информации об исторических фактах.

В целях решения указанной проблемы представляется необходимым создание специальных проектов, посвященных вопросам сохранения исторической памяти и патриотическому воспитанию молодежи, развитию культуры обращения с историческими материалами, в том числе с обсуждением кейсов по выявлению (распознаванию) фейков о Великой Отечественной войне, других знаковых исторических событиях нашей страны и их участниках. К разработке кейсов (учебных курсов) по распознаванию фейков и получению навыков работы с потоком новостей и иной информации предлагается привлекать общественные организации и киберволонтеров, имеющих соответствующий практический опыт. При этом в целях реализации проектов по сохранению исторической памяти и выявлению фейков предлагается активнее использовать современные форматы распространения информации среди молодого поколения с использованием социальных сетей и мессенджеров, в том числе с привлечением к указанной работе известных журналистов и блогеров.

Участники круглых столов также предложили привлекать молодых людей, обучающихся (работающих) в научно-образовательных организациях, к проведению исследований в области выявления (распознавания) исторических фейков в целях выработки комплекса мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов.

В ходе мероприятий участниками также отмечена важная роль журналистского сообщества в популяризации истории и сохранении военно-исторического наследия страны. В связи с этим участниками озвучено предложение о проведении всероссийской конференции, посвященной роли журналистов и средств массовой информации в сохранении истории Отечества.

Также участники мероприятий считают целесообразным рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и главам муниципальных образований рассмотреть возможность оказания на конкурсной основе финансовой и иной поддержки инициативным проектам граждан и общественных организаций, посвященным:

  • совершенствованию навыков работы с историческими документами в новых информационных условиях и формированию навыков исторического фактчекинга;
  • формированию навыков выявления исторических фейков и противодействию их распространения;
  • предотвращению фальсификации исторических фактов.

Учитывая вышеизложенное, по итогам прошедших мероприятий Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Правительству Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

  1. Разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего:
  • включение организаций – подрядчиков (исполнителей), допускающих при исполнении государственных (муниципальных) контрактов искажение исторических фактов (в том числе непреднамеренное) и изготовление продукции, оскорбляющей историческую память, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • установление административной ответственности за умышленное и неумышленное принижение роли и подвига советских солдат, оскорбление памяти ветеранов Великой Отечественной войны и искажение исторических фактов.

Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральному агентству по делам молодежи и ФГБУ «Роспатриотцентр»

Рассмотреть возможность:

  1. Разработки специальных программ, направленных на повышение уровня исторической грамотности молодого поколения, пропаганды достоверного исторического знания и разъяснения недостоверности наиболее популярных мифов о Великой Отечественной войне и других знаковых исторических событий нашей страны, и их реализации на базе летних школьных исторических лагерей и школ для молодых историков, студентов гуманитарных образовательных организаций как из России, так и государств СНГ и иных иностранных государств.
  2. Создания специальных проектов, посвященных вопросам сохранения исторической памяти и патриотическому воспитанию молодежи, развитию культуры обращения с историческими материалами, в том числе с обсуждением кейсов по выявлению (распознаванию) фейков о Великой Отечественной войне, других знаковых исторических событиях нашей страны и их участниках. При этом к разработке кейсов (учебных курсов) по распознаванию фейков и получению навыков работы с потоком новостей и иной информации предлагается привлекать общественные организации и киберволонтеров, имеющих соответствующий практический опыт.
  3. Привлечения молодых людей, обучающихся (работающих) в научно-образовательных организациях, к проведению исследований в области выявления (распознавания) исторических фейков в целях выработки комплекса мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов.
  4. Использования в целях реализации проектов по сохранению исторической памяти и выявлению фейков современных форматов распространения информации среди молодого поколения с использованием социальных сетей и мессенджеров, в том числе с привлечением к указанной работе известных журналистов и блогеров.
  5. Проведения всероссийской конференции, посвященной роли журналистов и средств массовой информации в сохранении истории Отечества.

Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества рассмотреть возможность введения направлений поддержки, посвященных совершенствованию навыков работы с историческими документами в новых информационных условиях и формированию навыков исторического фактчекинга, формированию навыков выявления исторических фейков и противодействию их распространения, предотвращению фальсификации исторических фактов, и оказания поддержки соответствующим проектам некоммерческих организаций.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и главам муниципальных образований

Рассмотреть возможность:

  1. Оказания на конкурсной основе финансовой поддержки инициативным проектам граждан и некоммерческих организаций, посвященным:

−       совершенствованию навыков работы с историческими документами в новых информационных условиях и формированию навыков исторического фактчекинга;

−       формированию навыков выявления исторических фейков и противодействию их распространения;

−       предотвращению фальсификации исторических фактов.

  1. Усиления контроля за исполнением государственных и муниципальных контрактов по изготовлению продукции или предоставлению услуг, связанных с историческими датами, фактами, событиями.
  2. Включения в государственные и муниципальные контракты на изготовление полиграфической, рекламной и иной продукции, посвященной событиям Великой Отечественной войны и их участникам, и технические задания к ним обязательного требования об использовании организациями – подрядчиками (исполнителями) фото- и видеоматериалов, размещенных на официальных сайтах «банков данных», созданных по инициативе Министерства обороны Российской Федерации и содержащих достоверные фото- и видеоматериалы о событиях военных лет (например, обобщенный банк данных «Мемориал», электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», портал «Память народа»).

Координационному совету по социальной рекламе и социальным коммуникация при Общественной палате Российской Федерации рассмотреть возможность проработки вопроса об учреждении антиконкурсов и антипремий федерального уровня, предполагающих выделение организаций, имеющих сомнительные достижения в области социальной рекламы, в том числе в связи с производством ими товаров, оказанием услуг, имеющих признаки искажения исторических фактов или оскорбления исторической памяти. К указанной работе предлагается привлекать представителей профессионального и экспертного сообщества.

Общественным палатам субъектов Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

  1. Активизации работы по сохранению в сознании молодого поколения исторической памяти о Великой Победе, включая реализацию комплекса мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации истории, распространения фейковой информации о событиях Великой Отечественной войны, оперативное опровержение фейков.
  2. Учреждения региональных антиконкурсов и антипремий, предполагающих выделение организаций, имеющих сомнительные достижения в области социальной рекламы, в том числе в связи с производством ими товаров, оказанием услуг, имеющих признаки искажения исторических фактов или оскорбления исторической памяти.

[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/920617-7

[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/963440-7

[3] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10279

[4] https://sledcom.ru/news/item/1464061/

[5] https://tass.ru/obschestvo/8394691

[6] https://govoritmoskva.ru/news/218635/

[7] https://ria.ru/20200427/1570643100.html

[8] https://v1.ru/text/business/66498508/

[9] Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16 июля 2020 года № 798 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Скульптура «Родина-мать зовет!» (главный монумент)», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (1960 г., 1967 г.)» (Волгоградская область)».

[10] https://www.vesti.ru/article/1267311

[11] https://ria.ru/20200217/1564865778.html

[12] https://www.oprf.ru/about/structure/2701/2608/

[13] https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9176

В помощь родителям и педагогам

 Методические рекомендации, содержащие алгоритмы действий для педагогов и родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

АЛГОРИТМ_действий_для_педагогов

Алгоритм-действий-для-родителей-по-раннему-выявлен-и-реагированию-на-деструктивное-поведение-несовершеннолетних

 

 

 

Месячник здорового питания

Ежегодной традицией стало проведение в МКОУ СОШ № 3 Месячника здорового питания. Согласно приказу ОО в школе был издан приказ  об утверждении плана Месячника здорового питания. Выставка цветов и поделок из овощей и фруктов, в которой приняли участие все учащиеся школы (200 чел.), стала открытием месячника. Учащиеся 1-4   классов  придумывали лозунги о здоровом питании, которые размещали на стенде в школьной столовой. Учащиеся 5-11 классов приняли участие в конкурсе стенгазет «Польза разных продуктов». Интересными стали выставки «Загадки русских узоров на посуде», «Наработался – за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись». Учащиеся познакомились с росписью на посуде, узнали секреты изготовления и применения русской ложки. Учащиеся 3 класса приняли участие в районном  конкурсе детских кулинарных фантазий «Искусство на тарелке».

         В школе было проведено анкетирование «Питание  глазами родителей».  Анкетирование учащихся   показало удовлетворенность  питанием в школьной столовой.  

         Во всех классах прошли классные часы на темы здорового питания «Режим питания», «Польза молочных продуктов», «Вредные продукты», «Хлеб – всему голова», «Каша – пища наша», «Что мы едим и пьём».

IMG_20201027_105800 выст л выставка ложек