…Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. /Д.С.Лихачёв/
Современный этап жизни российского образования можно охарактеризовать одним словом – инновации. Но в погоне за новыми формами обучения мы забываем, что мы жители огромной страны, традиции в которой складывались веками, и, может быть, отступление от них ведет к бездуховности, агрессии, эгоизму, меркантильности наших дней.
В течение ряда лет вырабатывался консервативный взгляд на школу, как на учебное заведение, главной целью которого является функциональная подготовка детей. Мы занимались формированием предметных знаний, в итоге – разрыв между пропагандированием развития и воспитания и его реальным воплощением на практике. Как разрешить это главное противоречие современного образования?
Тесному совмещению образовательных и воспитательных задач способствует использование на уроках русского языка и литературы краеведческого материала.
Перед современной школой стоит трудная задача — воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы — потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.
Работа по теме «Краеведение на уроках русского языка и литературы» включает в себя несколько направлений.
- Краеведение на уроках русского языка. Использование творческих работ малых форм: изложение-миниатюра и сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование.
- Краеведение на уроках литературы. Изучение художественной литературы Кавказа и о Кавказе в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России.
- Факультативный курс. «История и духовная культура казачества в контексте литературных памятников о Кавказе и произведений писателей-ставропольцев». Знакомство учащихся с малоизвестными страницами художественных произведений, с жизнью и творчеством пребывавших или живших на Кавказе писателей. Изучение истории и духовной культуры казачества
Продолжение (описание опыта работы учителя русского языка и литературы Львовой Л.Н.)