Работа учителя-предметника по повышению качества образования на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Представление опыта работы учителя русского языка и литературы Львовой Ларисы Николаевны по теме: «Работа учителя-предметника по повышению качества образования на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» (опыт представлен на районном фестивале «Фестиваль педагогических идей» в номинации «Опыт+Молодость=Успех»)

  На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных  проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к  снижению грамотности,  неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета считаются одними из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку и литературе уделяется большое внимание. Передо мной, как и перед многими учителями, встал вопрос: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.  Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.

Я  думаю, что современный учитель должен стремиться вперед, должен быть готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять  в практике своей работы. Поэтому необходимо овладевать новыми  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования.

   Поэтому, главная задача моей педагогической деятельности — не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и показать  практическую ценность и необходимость  в дальнейшей жизни, чтобы, покидая школу, дети могли уметь грамотно говорить, уметь мыслить.

  С 2016 года я стала работать над темой по самообразованию « Активные формы и методы преподавания на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования»
В   своей   работе   активно   использую   следующие  основные технологии   личностно-ориентированного   обучения:  

– групповые технологии (работа в парах, в группах);

— проблемно-поисковое обучение;

— информационно-коммуникационные технологии;

— здоровьесберегающие технологии.

— тестовая технология;

— технология использования игровых методов;

Средствами литературы, русского языка стараюсь создать условия для  развития интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализации социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.

Моя задача   – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Использование новых педагогических технологий   на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время мне в этом помогает.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе я  использую такие виды заданий:

  1. взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
  2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.
  3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
  4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

Я с пятого класса  начинаю  работу  в группах, тем более, что это одно из требований нового ФГОС.  Учащимся нравятся соревнования, основанные на  групповой  деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Тестовая технология помогает мне  при контроле знаний учащихся. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и  вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку ОГЭ.

Технология проблемного обучения  На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения.. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является  одним из условий осуществления деятельностного подхода. 

  Наиболее сложным этапом проблемного урока, на мой взгляд, является  создание проблемной ситуации. Применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать  индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. Например:

Урок по рассказу И.С Тургенева «Муму» в 5 классе начинаю так.

   При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.

«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»

-А что  замечательного было в Герасиме?

     Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов  направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов. 

Таким  образом, проблемная ситуация формирует мотивационную сферу личности школьника,  становится стимулирующим звеном, повышает эффективность усвоения учебного материала.
Школьники в последние годы, к сожалению, не всегда с интересом относятся к урокам литературы, не видя в них практической значимости. В создавшейся ситуации проблемное обучение позволяет значительно повысить интерес к предмету, открывает перед обучающимися духовно-нравственные возможности литературы, что особенно актуально сегодня. Так, большим интересом пользуется тема по роману А.С. Пушкина  «Дубровский» «Виновен ли Кирилла Петрович Троекуров в смерти Дубровского?» . Класс делится на две группы, и готовится дискуссия. Ребята всегда с удовольствием берутся за это задание, с интересом объясняют свою точку зрения.  Здесь, я считаю, особенно важно, что проблемная ситуация учит ребят работать в группе, презентовать точку зрения команды и развивает коммуникативные компетенции.

   В своей практике, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы использую  такие информационные технологии, как создание презентации , фонохрестоматии,  фрагменты музыкальных произведений, фрагментов экранизации литературных произведений

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Без процесса информации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.

В современном обществе в век компьютеров, планшетов, гаджетов без информационно-коммуникативных технологий не обойтись. ИКТ применяются не только в образовании, но и во многих областях нашей жизни. Считаю очень важным применение таких технологий в обучении, так как это наглядно, интересно, ярко, доступно. К сожалению, вшколе всего одна интерактивная доска –  в кабинете информатики, что не всегда позволяет планировать урок с использованием ИКТ. Сейчас практически у каждого ученика  доме есть компьютер, ноутбук, планшет с подключением интернета. Поэтому часть задний, например, по самоподготовке к ОГЭ даю  через интернет. Для этого использую различные сайты.

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке ОГЭ показал, что обучающиеся охотно работают такими образовательным сайтом, как   http://www.fipi.ru/.  Эффективна работа учащихся   при самостоятельном выполнении различных тестов в режиме on-lain. Этот сайт рекомендую не только учащимся 9 класса, но и учащимся 5-8 классов и их родителям. Применение на уроках презентаций Microsoft Power Poin способствует эффективному освоению учебного материала.

На групповых занятиях по русскому языку в 5,6,9 классах использую интерактивные дидактические материалы Русский язык 5 класс; электронное приложение Повторение и контроль знаний, русский язык 9 класс. Диск содержит тесты, логические задания. Диск Уроки русского языка 5-6 классы, содержащий интерактивные игры.

Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.   Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.

Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Дело в том, что пятый класс — переходный этап в жизни детей: из начальной школы — в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время — сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Мне, как учителю русского языка, приходится решать такую задачу на каждом уроке. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.

Игры можно классифицировать по-разному.

В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.

Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.

Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.

 Задание

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.

 ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.

Игра «Салат»

 В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.

Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),

в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),

в слове 1слог, все согласные звуки твердые, (лук)

в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

  1. Игра « Диктор»

Расставь ударения, произнеси правильно.

Ателье,  ворота, дефис,  звонит, инструмент, инженер, камбала, ломоть, ракушка,  хаос,  цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, банты.

Следующая группа игр -это лексические игры.

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.

 

Право, я прическа — чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (коса)

 

И приправа я хорошая к столу,

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

 

Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

    

При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить  сложные предложения.

Например:

1-й — Я читаю книгу.

2-й — Я читаю интересную книгу.

3-й — — Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й — Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й — Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

Здоровьесберегающие технологии обучения

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание  здоровьесберегающим технологиям.

1.Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

2.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.

  1. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

3.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

4.На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

5.Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Результативность опыта.

Так, применяя на своих уроках элементы различных технологий, прихожу к выводу, что дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Таким образом, изменение форм работы при неизменной форме урока в классно-урочной системе, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;
  • добиваться высоких результатов в итоговой аттестации

 

За последние три года учащиеся  показали по русскому языку 100 % успеваемости, 62 % качества, по литературе 100 % успеваемости, 83 % качества. Каждый год учащиеся  участвуют в государственной итоговой аттестации. Средняя оценка основного  государственного  экзамена по русскому языку в 2015 году составила 4, 25, в 2016 году – 3,9, в 2017 году – 4,5, в 2019 – 3,7, по литературе в 2016 году – 3, в 2017 году – 4,25. Средний балл единого государственного экзамена по русскому языку составил в 2016 году 65,8 баллов, в 2017 году 70,5 баллов, в 2018 году 63,8, в 2019 году 70,7, по литературе в 2017 году – 71 балл, в 2019 – 69,5.

          Мои учащиеся  активно участвуют в олимпиадах и конкурсах, что приносит соответствующие результаты: победитель в международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по литературе и русскому языку в 2017 году, призер районного конкурса «Жемчужная строка» в номинации «Традиции моей семьи» в 2016 году, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году. Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2018 году, призёр муниципального этапа конкурса «Лучший урок письма» в 2016 году, победитель муниципального этапа конкурса «Лучший урок письма» в 2019 году, победитель и призёры конкурса «Жемчужная строка» в 2019 году.  Также ежегодно учащиеся принимают участие в конкурсах «Жемчужная строка», «Лучший учитель русского языка», «Живая классика», «Всероссийский конкурс сочинений», «Профессии настоящих мужчин», «Лучший урок письма».

 

Результаты государственной итоговой аттестации в 9 классах

Учебный год\учитель

2012-2013

Харченко Ю.В.

2013-2014

Львова Л.Н.

2014-2015

Львова Л.Н.

2015-2016

Львова Л.Н.

2016-2017

Львова Л.Н.

2017-2018

Харченко Ю.В.

2018-2019

Львова Л.Н.

Русский язык

4,29

4,35

4,25

3.9

4,5

3,8

3,7

Литература

 

 

 

3,0

4,25

 

 

Итоговое собеседование

 

 

 

 

 

100%

100%

 

Результаты государственной итоговой аттестации в 11 классах

Учебный год\учитель

2012-2013

Львова Л.Н.

2013-2014

Львова Л.Н.

2014-2015

Харченко Ю.В.

2015-2016

Львова Л.Н.

2016-2017

Львова Л.Н.

2017-2018

Львова Л.Н.

2018-2019

Львова Л.Н.

Русский язык

66,8

55

61,8

65,8

70,5

63,8

70,4

Литература

54

 

 

 

71

 

69,5

Итоговое сочинение

 

 

100% обуч.

100% обуч.

100% обуч.

100% обуч.

100% обуч.

 

  Современный учитель — это учитель, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.

 Однако не следует забывать, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Ведь  живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина

Подводя итог, хочу отметить, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные результаты, т.к. ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству.  Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.

 

Библиографический список

  1. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной

    методики? Русский язык в школе. 2007. №6.

  1. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении

    методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.

  1. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной

    дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.

  1. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной

      парадигмы. Образовательная технология. 2008. №3..

  1. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в

      образовательном процессе. Русский язык в школе. 2008. №5.

  1. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании:

      Школа будущего. Директор школы.  2010. №1.

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.

      Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.

Опыт работы: формирование функциональной грамотности

Представление опыта работы учителем русского языка и литературы Львовой Л.Н. по теме: «Функциональная грамотность школьников:актуальные проблемы и пути их решения».

           Функциональная грамотность — что это?

          Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».

          Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.  Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

          Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, коммуникативную, компьютерную, читательскую грамотность. 

          «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

          Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Работать с текстами разной природы важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрироваться тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки проверяются не только  на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.
          Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

          Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».

          Таким образом, работая над читательской грамотностью учащихся, мы должны ставить перед собой следующие  цель и задачи.

Цель:

-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Задачи:

— научить осознанно, правильно, выразительно читать;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

— самостоятельно выбирать книги для чтения;

— работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

— высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

— развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

          В современной жизни происходят постоянные глобальные процессы информатизации и цифровизации, каждый год увеличивается поток текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, переработке, систематизации. Сложившаяся ситуация подталкивает читательскую культуру к пренебрежению чтением. Таким образом, мы можем говорить о том, что при введении и реализации ФГОС ООО, теоретики и практики важно подчеркнуть важность обучения смысловому чтению, поставить задачу разработки новых подходов к обучению. Федеральный государственный стандарт основного общего образования выделяет «смысловое чтение» как отдельное умение, метапредметный результат. По словам Г.С.Ковалевой и Э.А.Красноярского, умение читать сводится лишь к овладению техникой чтения. Но теперь это постоянно развивающаяся совокупность ЗУН, которая раскрывает такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни. Я согласна с этой мыслью. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг, они предпочитают другие источники. Дети перестают нарабатывать умение владеть информацией, систематизировать ее. В своей работе я столкнулась с подобной проблемой, когда ученики пишут доклады, сообщения, делают презентации, совершенно не умея отбирать нужную информацию.

Программа международной оценки обучающихся PISA (2015г) свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её, т.е. показали неготовность работать с несплошными текстами.

          Для формирования читательской грамотности сегодня необходимо активно использовать новые стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

          Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».

          К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

— описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

— повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

— рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

«Несплошные» тексты— это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты)

          Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу  обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

В рамках региональных исследований качества подготовки обучающихся в нашей школе в прошлом учебном году проводилось исследование уровня владения учащимися функциональной грамотностью по трем направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная. Данное исследование проводилось по модели международного периодического сопоставительного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) и включало следующие эмпирические методы исследования: анкетирование обучающихся и учителей, тестирование учащихся.

Целью исследования являлась оценка способности обучающихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В региональных исследованиях по оценке функциональной грамотности, проводимых 25 октября 2019 года, приняли участие 48367 обучающихся 6-х, 7-х классов из 576 образовательных организаций края. Количество обучающихся, выполняющих задания по оценке читательской, математической, естественнонаучной грамотности, определялось по случайной выборке.

Табл. Результаты исследования уровня владения функциональной грамотностью

Функциональная грамотность

Наименование муниципального образования

6 класс

7 класс

высокий

выше среднего

базовый

недостаточный

высокий

выше среднего

базовый

недостаточный

Читательская грамотность

По СК

4,5

35,3

43,8

16,4

6,4

43,5

39,3

10,9

Левокумский район

10,6

24,4

49,6

15,4

8,5

36,4

39,8

15,3

Математическая грамотность

По СК

1,1

19,1

47,5

30,2

1,5

23,5

53,1

21,1

Левокумский район

0,0

7,0

48,7

44,3

0,8

18,0

56,6

24,6

Естественнонаучная грамотность

По СК

2,9

28,5

44,9

23,6

4,6

35,8

42,2

17,2

Левокумский район

4,1

19,0

48,8

28,1

1,7

34,7

47,5

16,1

 

При работе с текстовым источником были продемонстрированы средние показатели: умение найти и извлечь информацию из текста научного стиля (6 кл. – 67,9 %, 7 кл. – 71,7 %), умение найти и извлечь информацию из текста публицистического стиля (6 кл. – 69,4 %, 7 кл. – 75,4 %), умение интегрировать и интерпретировать информацию из текста научного стиля (6 кл. – 67,5 %, 7 кл. – 74,6 %), умение интегрировать и интерпретировать информацию из текста публицистического стиля (6 кл. – 58,2 %, 7 кл. – 64,9 %).

Более низкие показатели наблюдаются при выполнении анализа художественного текста: умение найти и извлечь информацию из текста художественного стиля (6 кл. – 24,7 %, 7 кл. – 28,3 %), умение интегрировать и интерпретировать информацию из текста художественного стиля
(6 кл. – 35,6 %, 7 кл. – 43,1 %).

Данные результаты, очевидно, свидетельствуют о том, что учащиеся в основном усваивают информацию из текстов научно-популярного и публицистического стилей. Регулярная работа с учебником как жанром научного стиля, справочной литературой, словарями, энциклопедиями, чтение материалов научно-популярного характера сформировало систему навыков работы с текстами данного типа. Недостаточный интерес к художественной литературе, нежелание глубже ознакомиться с произведениями выдающихся отечественных и зарубежных авторов, очевидно, объясняет низкие результаты овладения навыками анализа художественного текста.

Результаты выполнения заданий, нацеленных на проверку умений работать с информацией из графического источника, демонстрируют средний уровень владения умением найти и извлечь информацию из графического источника (6 кл. – 67,8 %, 7 кл. – 70,5 %), уровень ниже среднего во владении умением интегрировать и интерпретировать информацию из графического источника (6 кл. – 46,1 %, 7 кл. – 53,1 %), низкий уровень владения умением осмыслить и оценить информацию из графического источника (6 кл. – 29,2 %, 7 кл. – 30,7 %).

Результаты выполнения заданий, проверяющих умение работать с графическим источником показывают, что учащимся сложнее всего интерпретировать, осмыслить и оценить информацию из данного источника, возможно, потому, что они недостаточно владеют навыками анализировать и обобщать статистические данные.

Результаты работы с иллюстративным источником показывают высокий уровень умения найти и извлечь информацию из иллюстративного источника (6 кл. – 93,9 %, 7 кл. – 95,4 %), высокий уровень умения осмыслить и оценить информацию из иллюстративного источника (6 кл. – 80,7%, 7 кл. – 80,7 %). Но почти в два раза ниже наблюдаются показатели умения интегрировать и интерпретировать информацию из иллюстративного источника (6 кл. – 36,8 %, 7 кл. – 48,2 %), что, возможно, объясняется трудностями, связанными с умением обобщать визуальную информацию, недостаточным формированием навыков находить главную мысль, объединяющую определённый иллюстративный ряд.

Руководителям образовательных организаций, с целью повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, было рекомендовано обеспечить следующее.

  • Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся за счет реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, т. е. за счет достижения планируемых стандартом предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
  • Введение отдельных видов функциональной грамотности в качестве предметов в часть основной образовательной программы, которая формируется образовательной организацией, в форме внеурочных занятий, факультативов и элективных курсов.
  • Включение тем и модулей отдельных видов функциональной грамотности в обязательные предметы: математику, историю, обществознание (экономику и право), географию, основы безопасности жизнедеятельности, литературу, иностранные языки.
  • Реализацию в учебном процессе комплексного системно-деятельностного подхода, включающего решение различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формируются в рамках предмета как на уроках, так и дома.
  • Внедрение отдельных видов функциональной грамотности в образовательную практику школы через включение их в программы воспитания и социализации.
  • Создание кружков и клубов в рамках системы дополнительного образования школы.
  • Проведение процедур оценки глобальных компетенций как процессов, поддерживающих и обеспечивающих повышение уровня функциональной грамотности обучающихся.
  • Организацию внутришкольного повышения квалификации учителей в области формирования функциональной грамотности через разработку (подборку) различных классов учебных задач и методик формирования различных стратегий их решения.

          В связи с этим в нашей школе разработан  план мероприятий, направленный на формирование функциональной грамотности учащихся 6 – 8 классов, с упором на читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность.

          Вопросы формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) внесены в учебный план школы в раздел «Внеурочная деятельность». Был составлен план мероприятий, направленных на повышение уровней читательской, математической и естественнонаучной грамотностей и исключение рисков ученической неуспешности. В плане были предусмотрены вопросы изучения понятия «Функциональная грамотность», подбор и рассмотрение, презентация материалов по тематике «функциональная грамотность» и «межпредметные связи», выявление уровня мотивации на учебу среди учащихся школы, круглые столы по обмену опытом по выработке у учащихся навыков функциональной грамотности, прохождение курсовой подготовки учителей школы.

           Цели образования в настоящее время изменяются: переход от привычного освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать ее для создания новых знаний и технологий. В связи с этим и изменились технологии преподавания и требования к специалистам.

            Анализ материалов международных симпозиумов, сессий ЮНЕСКО, работ российских и зарубежных ученых приводят к осознанию функциональной грамотности как гаранта безопасности жизнедеятельности человека, средства его успешного жизнестроения в меняющемся мир.

Краеведение на уроках русского языка

…Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно,  чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.                 /Д.С.Лихачёв/

Современный этап жизни российского образования можно охарактеризовать одним словом – инновации. Но в погоне за новыми формами обучения мы забываем, что мы жители огромной  страны, традиции в которой складывались веками, и, может быть, отступление от них ведет к бездуховности, агрессии, эгоизму, меркантильности наших дней.
В течение ряда лет вырабатывался консервативный взгляд на школу, как на учебное заведение, главной целью которого является функциональная подготовка детей. Мы занимались формированием предметных знаний, в итоге – разрыв между пропагандированием развития и воспитания и его реальным воплощением на практике. Как разрешить это главное противоречие современного образования?
Тесному совмещению образовательных и воспитательных задач способствует использование на уроках русского языка и литературы краеведческого материала.
           Перед современной школой стоит трудная задача — воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы — потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Работа по теме «Краеведение на уроках русского языка и литературы» включает в себя несколько направлений.

  1. Краеведение на уроках русского языка.  Использование творческих  работ малых форм: изложение-миниатюра и сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование.
  2. Краеведение на уроках литературы. Изучение художественной литературы Кавказа и о Кавказе в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России.
  3. Факультативный курс. «История и духовная культура казачества в контексте литературных памятников  о Кавказе и произведений писателей-ставропольцев». Знакомство учащихся с малоизвестными страницами художественных произведений, с жизнью и творчеством пребывавших или живших на  Кавказе писателей. Изучение истории и духовной культуры казачества

Продолжение (описание опыта работы учителя русского языка и литературы Львовой Л.Н.)

Цифровая образовательная среда

https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ — Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Цель проекта: создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы (Подробнее: на сайте Национальные проекты.рф)

С целью реализации данного проекта в школе был произведен  ремонт кабинетов информатики и биологии и было передано оборудование, позволившее оснастить кабинет  информатики новейшей компьютерной техникой –  ноутбуками для учащихся, учителей, управленческого персонала и МФУ.  Кроме того, педагоги и руководящие работники школы освоили  дополнительную образовательную программу профессиональной  переподготовки по теме «Специалист по информационно-коммуникационным и цифровым технологиям в образовательных учреждениях» на базе СКФУ.

Как будет работать проект ЦОС в школах 

   ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

  • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
  • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
  • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
  • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
  • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
  • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
  • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

    Федеральные документы

    Региональные документы

    • Распоряжение Правительства Ставропольского края от 26 октября 2018 года № 441-пр  «О мерах по реализации на территории Ставропольского края мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ставропольского края в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»

    Работа МКОУ СОШ № 3 по реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в 2022-2023 учебном году

    Оборудование, поставленное в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2019-2021 годах, по состоянию на 16 марта 2023 года в МКОУ СОШ № 3 используется в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

            Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением используется на уроках информатики, истории, обществознания, технологии, родного русского языка, родной литературы, литературы. Во время уроков с помощью оборудование позволяет демонстрировать видеоматериалы (тематические видеоролики, видеоуроки, художественные и мультипликационные фильмы по тематике проводимых уроков), презентаций, виртуальных экскурсий в музеи, заповедники, анимаций, интерактивных заданий, упражнений и игр. Электронное оборудование позволяет   проводить занятия на высоком эмоциональном уровне (музыка, анимация), обеспечивается наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышается объем выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Кроме того, работа в режиме интерактивной доски позволяет реализовать проектную деятельность.

           Обновленная материально-техническая база используется в урочной и во внеурочной деятельности. При проведении тематических классных часов, посвященных изучению Правил дорожного движения, «Разговоры о важном», профориентационным мероприятиям, реализации всероссийского проекта «Проектория», в рамках Урока цифры, Безопасный интернет. Цикл классных часов был посвящен юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне: Холокост, Сталинградская битва, битва за Кавказ, блокада Ленинграда, освобождение Ставропольского края, жертвы политических репрессий, Афганская война. Обучающиеся 9-11 классов посмотрели фильм «Терроризм. За кадром». Благодаря оборудованию для обучающихся 5-11 классов был организован просмотр художественных фильм по патриотической тематике «Крик тишины», «Лошадка для героя», «Мальчик в полосатой пижаме», «Иван Федорович».

          Полученное оборудование используется при проведении в 2022-2023 году НИКО, в 2022-2023 году при проведении ВПР по английскому языку в 7,11 классах, при проведении тестирований по функциональной грамотности (математическая, читательская, естественнонаучная, глобальное мышление, креативное творчество, финансовая грамотность). При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ это оборудование позволяет осуществлять онлайн-подготовку. Психолог школы с использованием оборудования с 8-11 классами проводила немедицинское тестирование на употребление наркотических средств.

         В задачи полученного оборудования входит визуализация и хранение информации, взаимодействие с контентом и трансляция видео, возможна трансляция контента с мобильных источников, представление интерактивного контента и взаимодействие с ним. Информацией на дисплее можно управлять при помощи рук, специальных маркеров или стилусов.  Полученное оборудование является подспорьем для проверки базовых знаний учащихся средствами тестового контроля. Без особых затрат времени оно позволяет опросить всех учащихся по разным разделам предметного содержания. Тесты привлекают ребят своей необычностью, создают дополнительную мотивацию обучения, позволяют сразу узнать результат.  Компьютерная версия тестирования экономит много времени и бумаги. В результате компьютер выдает готовый отчет, нередко в сопровождении диаграмм, графиков и других наглядных изображений. Проектная деятельность, виртуальные экскурсии, обучающие игры – все это обогащает образовательный процесс. В результате применения оборудования  на уроке интерес к предмету повышается, увеличивается мотивация к обучению и качество образовательного процесса, оптимизация методов обучения и видов деятельности.

    • Все классы с 1 по 11 каждый понедельник участвуют во внеклассной онлайн-программе «Разговоры о важном»
    • Обучающиеся 1-11 классов систематически принимают участие во Всероссийском образовательном проекте «Урок Цифры».
    • Учащиеся 5-11 классов проходят работы по функциональной грамотности на платформе https://fg.resh.edu.ru
    • Учащиеся нашей школы участвовали в ежегодной профориентационной Акции «День IT-знаний».
    • Олимпиаду по финансовой грамотности и предпринимательству на Учи.ру проходили первоклассники.
    •  Учащиеся 3 класса совершили онлайн-экскурсию «Путешествие по Золотому кольцу России», в которой познакомились с историей русских городов и памятников архитектуры.
    • Пятиклассники на уроке литературы совершили онлайн-экскурсию по музею-домику М.Ю.Лермонтова.
    • В 4 классе прошла интерактивная игра «Вредно-полезно» в рамках недели «Здоровое питание»
    • В 6 классе в рамках этой же недели учащиеся просмотрели ролик «Рациональное питание и здоровье»
    • В 7х классах прошли онлайн-олимпиады по финансовой грамотности и по математике на платформе Учи.ру.
    • в 7а  и 7 б классах проведён урок информатики по теме: «Безопасное поведение в социальных сетях» с использованием информации просветительского проекта «Цифровой ликбез»
    • Ребята 8 класса показали свои знания в онлайн-викторине «Россия – моя история».
    • В рамках изучения ПДД 9 класс провёл онлайн-викторину Законы дорог уважай»
    • Онлайн-тестирование «Профессиональное определение» прошли учащиеся 9 и 11 класса.
    • 10 класс просмотрел видеофильм по БДД «Дорога длинна, да жизнь коротка»
    • Открытый  онлайн-урок, реализуемый с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, и достижения результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»просмотрели учащиеся 7,8,9 классов
    • Родители  (законные представители) обучающихся 11 классов приняли участие в краевом родительском собрании по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Ставропольском крае в 2023 году, в том числе по итоговому сочинению (изложению).

Наши ветераны

Четвертнова Валентина Фёдоровна 

   Четвертнова Валентина Фёдоровна родилась 30 марта 1949 года в совхозе Арзгирский Арзгирского района Ставропольского края. В 1964 году закончила 8 классов и вместе с родителями переехала в винсовхоз «Левокумский». В 1966 году Валентина Фёдоровна стала первой выпускницей новокумской школы. В этом же году Валентина Фёдоровна поступила в Ставропольский пединститут на физико-математический факультет. За годы учёбы в институте была старостой группы. А в 1968 году летом была командиром строительного отряда и награждена грамотой ЦК ВЛКСМ. В стройотряде с успехом освоила профессию штукатура-маляра.

В марте 1970 года вышла замуж, закончила институт и распределена в Левокумский районный отдел образования в должности учителя математики. С 1 августа по 14 сентября 1970 года Валентина Фёдоровна работала учителем математики в Средней школе № 2 села Левокумского, а потом была переведена учителем математики в Новокумскую Среднюю образовательную школу № 3. В нашей школе Валентина Фёдоровна проработала до 26 октября 2011 года. Неоднократно являлась членом экзаменационной комиссии в сельхозинститут города Ставрополь, с 1998 года по 2003 год была руководителем районного методического объединения учителей математики Левокумского района.

Профессии учителя, воспитанию подрастающего поколения Валентина Федоровна посвятила 41 год. За годы работы педагогу присвоено звание «Старший учитель», почетное звание «Отличник просвещения». За работу Валентина Фёдоровна отмечена Почетными грамотами, благодарностями, ценными призами.

Ученики Валентины Фёдоровны с теплотой вспоминают уроки математики и слова своего учителя: «Математика пригодится везде, учитесь считать и думать!»

К. Д. Ушинский

 3 марта отмечается 200-летие со дня рождения русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского.

     Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. До него русская школа заимствовала программы, учебники из западноевропейской школы. К.Д. Ушинский разработал гениальные по своей простоте учебники, а для учителей целый ряд замечательных руководств. К.Д. Ушинский хорошо известен, как детский писатель, автор рассказов и сказок.

     В связи с празднованием юбилея К.Д. Ушинского советник директора по воспитанию МКОУ СОШ № 3 Юлия Владимировна Полетаева провела для старшеклассников интеллектуальную игру «Константин Ушинский — флагман педагогики».

      Ребятам для выполнения заданий было предложено 5 тем:

-Копилка педагогической мудрости

-Великие современники

-Учитель учителей

-Сокровищница народа

-Произведения для детей.

      Ребята выбирали темы на разное количество баллов. Дети были активны, урок прошёл интересно и познавательно.  В школьной библиотеке была подготовлена выставка книг Константина Дмитриевича Ушинского.

ВПР — весна 2023

Приказ министерства образования Ставропольского края № 213-пр от 10.02.2023 года «О проведении ВПР в 2023 году»

Приказ отдела образования администрации  Левокумского муниципального округа № 88-од от 13.02.2023 года «О проведении ВПР в 2023 году»

Порядок проведения всероссийских проверочных работ в 2023 году

Приказ МКОУ СОШ № 3  № 51-од от 20.02.2023 «О проведении ВПР в 2023 году»

Плакат для учеников и родителей «ВПР-2023»

Антинаркотическая комиссия в Ставропольском крае

По поручению антинаркотической комиссии в Ставропольском крае
(далее – комиссия) министерство образования Ставропольского края (далее –
министерство) сообщает, что в целях информирования населения, в том
числе несовершеннолетних, о вреде потребления наркотиков и
ответственности за участие в их незаконном обороте на территории края
организована работа следующих источников информирования (далее –
источник информирования):
— телеграм-канала аппарата комиссии (t.me/antinarkotik_sk);
— бота обратной связи (t.me/antinarkotik_skbot);
— телефона «горячей линии» +7 (905) 461-02-24 для приема сообщений, в том
числе анонимных, о местах продажи и изготовления наркотических средств,
размещения объявлений (надписей), рекламирующих психоактивные
вещества.

Образовательная игра «Школа рыбаков Фонда имени Льва Выготского

О старте образовательной игры «Школа Рыбаков Фонда имени Льва Выготского»

Пресс-релиз

Положение о конкурсе

Подробная информация о конкурсе по ссылке:

https://rybakovschoolaward.ru/?utm_source=resourcecenter&utm_medium=email&utm_campaign=operators&utm_content=skfo

Контакты:

VKhttps://vk.com/club135300820

Тел.: 8-918-214-95-73 – Макарова Валентина Андреевна

8-903-45-77-538

8(938)518-14-84 – Бокова Александра Анатольевна

Поступление на педагогические специальности

Информация о распределении контрольных цифр приема по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки на 2023/24 учебный год образовательным организациям высшего образования, подведомственных: 
— Министерству просвещения Российской Федерации (Приложение 1); 
—  министерству образования Ставропольского края (Приложение 2). 

Неделя школьного питания

Классные руководители 1-11 классов провели классный час на тему «За что скажем спасибо нашим поварам», где было изучено школьное меню, ребята  углубили свои знания о правильном питании,  сформировали принципы правильного питания.

16 апреля прошла очередная дегустация блюд школьного питания «Что ест мой ребёнок». Родители заполнили дегустационные листы и внесли записи в Книгу отзывов, жалоб и предложений. Все родители удовлетворены качеством питания в школе, а также санитарным состоянием школьной столовой. Были также опрошены и учащиеся школы. В своих опросных листах ребята отметили любимые блюда: картофельное пюре с котлетой, гречка с тефтелями, плов и рыбные котлеты.

Проведенные мероприятия формируют целостное представление о здоровом питании школьников,  побуждают детей к разумному, бережному отношению к своему здоровью, расширяют знания детей о здоровом образе жизни, роли правильного питания, вырабатывают на основе этих знаний необходимые навыки и привычки норм питания.

Международный день борьбы с коррупцией

Согласно плана по противодействию коррупции в школе были проведены мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с коррупцией.

— Учащиеся 1-4 классов приняли участие в диалоге «Потребности и желания»

— В  районном конкурсе творческих работ «Наш выбор – мир без коррупции!»  (общее число участников – 12 человек) победителями стали Иваницкая Е., Кулькова М., Онищенко С., им были вручены грамоты и ценные подарки;

— В 5-11 классах проведены классные часы на темы антикоррупционной направленности  «Мы против коррупции!».

— Волонтёрский отряд «Маяк» под руководством старшей вожатой Литвиновой С. А.  провёл акцию «Что нужно знать о коррупции» с раздачей буклетов населению посёлка.

— В фойе школы демонстрировались мультфильмы антикоррупционной направленности и анимационные ролики.

ГИА-9 в 2022-2023 учебном году

Расписание ОГЭ 2023 (приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.11.2022 № 990/1144 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2023 году»)

Нормативно-правовые акты МО РФ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников

4.Приказ министерства просвещения Российской Федерации №189/1513 от 7 ноября 2018 года «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования»

Расписание проведения итогового собеседования в 2022/2023 учебном году:

Основной срок: 08 февраля 2023 года

Дополнительные сроки: 15 марта и 15 мая 2023 года

Итоговое собеседование по русскому языку проводится во вторую среду февраля. В дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку участники, получившие «незачет», не явившиеся по уважительным причинам, а также участники, которые не смогли завершить итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Продолжительность итогового собеседования по русскому языку составляет  15-16 минут.

Контрольные измерительные материалы итогового собеседования состоят из четырех заданий:

  • чтение текста вслух,
  • подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания,
  • монологическое высказывание,
  • диалог.

Заявления об участии в итоговом собеседовании по русскому языку подаются за две недели до начала проведения собеседования. Подать заявление нужно в своей школе. Экстерны подают заявление в образовательную организацию по своему выбору.

Нормативно-правовые акты, методические рекомендации, письма министерства образования Ставропольского края

Приказ № 45-пр от 22 января 2019 года Об утверждении Порядка проведения итогового собеседования по русскому языку в Ставропольском крае

Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в Ставропольском крае

Приказ министерства образования Ставропольского края от 03 декабря 2021 года № 2074-пр «О внесении изменений в Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в Ставропольском крае, утвержденный приказом министерства образования Ставропольского края от 22 января 2019 года № 45-пр»

Приказ № 544-пр от 13 мая 2020 года  «О внесении изменений в Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в Ставропольском крае, утвержденный приказом министерства образования Ставропольского края от 22 января 2019 года  № 45-пр»

Приказ № 83-пр от 29 января 2020 года  «О внесении изменений в Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в Ставропольском крае, утвержденный приказом министерства образования Ставропольского края от 22 января 2019 года № 45-пр»

Приказ министерства № 150-пр от 11 февраля 2019 года  «О внесении изменения в раздел 9 «Особенности организации и проведения итогового собеседования для лиц с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов» Порядка проведения итогового собеседования по русскому языку в Ставропольском крае, утвержденного приказом министерства образования Ставропольского края от 22 января 2019 года № 45-пр»

Приказ министерства образования Ставропольского края № 2122-пр от 12.12.2022 «О внесении изменений в Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в Ставропольском крае, утвержденный приказом министерства образования Ставропольского края от 22 января 2019 года № 45-пр»

Изменения в Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку (приказ № 2122-пр от 12.12.2022 года)

приказ № 21-пр от 13.01.2023 года «Об утверждении минимального количества баллов, полученных обучающимися, экстернами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися, экстернами — детьми-инвалидами и инвалидами, за итоговое собеседование по русскому языку в Ставропольском крае в 2023 году»

Приложение 1 Инструкция для собеседника во время проведения итогового собеседования по русскому языку

Приказ МКОУ СОШ № 3 от 11.10.2022 года № 241-1-од Об утверждении плана Дорожная карта  по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году

приказ № 42-од от 03.02.2023 года Об участии в проведении итогового собеседования по русскому языку в 9 классе в 2023 году

Методические материалы

Итоговое собеседование в 9 классе в 2022-2023 учебном году

Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году

Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2022 году

Инструкции для лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае 

 Инструкция для члена государственной экзаменационной комиссии Ставропольского края по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Инструкция для руководителя пункта проведения экзамена при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Инструкция для технического специалиста по работе с программным обеспечением, оказывающего информационно-техническую помощь руководителю и организаторам пункта проведения экзамена при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным  программам основного общего образования в пункте проведения экзамена

Инструкция для организатора в аудитории пункта проведения экзамена при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в пункте проведения экзамена

Инструкция для организатора вне аудитории пункта проведения экзамена при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Инструкция для руководителя образовательной организации,  на базе которой организован пункт проведения экзамена, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Инструкция для медицинского работника при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в пункте проведения экзамена

Инструкция для ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям инвалидам, инвалидам с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития, в том числе непосредственно при проведении экзамена в период государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в пункте проведения экзамена

Инструкция для специалиста по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в пункте проведения экзамена

Инструкция для экзаменатора-собеседника для проведения государственного выпускного экзамена в устной форме при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в пункте проведения экзамена

Информационные плакаты

Собеседование по русскому языку

Государсвенная итоговая аттестация для выпускников 9 классов


«Горячая линия» 

В отделе образования Левокумского муниципального района работает «горячая линия» по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

Ведущий специалист отдела образования – Таранова Лариса Павловна, телефон: 8(86543)3-14-39