Представление опыта работы учителем русского языка и литературы Львовой Л.Н. по теме: «Функциональная грамотность школьников:актуальные проблемы и пути их решения».
Функциональная грамотность — что это?
Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, коммуникативную, компьютерную, читательскую грамотность.
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Работать с текстами разной природы важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрироваться тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки проверяются не только на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное».
Таким образом, работая над читательской грамотностью учащихся, мы должны ставить перед собой следующие цель и задачи.
Цель:
-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
— научить осознанно, правильно, выразительно читать;
-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
— самостоятельно выбирать книги для чтения;
— работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
— высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
— развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
В современной жизни происходят постоянные глобальные процессы информатизации и цифровизации, каждый год увеличивается поток текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, переработке, систематизации. Сложившаяся ситуация подталкивает читательскую культуру к пренебрежению чтением. Таким образом, мы можем говорить о том, что при введении и реализации ФГОС ООО, теоретики и практики важно подчеркнуть важность обучения смысловому чтению, поставить задачу разработки новых подходов к обучению. Федеральный государственный стандарт основного общего образования выделяет «смысловое чтение» как отдельное умение, метапредметный результат. По словам Г.С.Ковалевой и Э.А.Красноярского, умение читать сводится лишь к овладению техникой чтения. Но теперь это постоянно развивающаяся совокупность ЗУН, которая раскрывает такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни. Я согласна с этой мыслью. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг, они предпочитают другие источники. Дети перестают нарабатывать умение владеть информацией, систематизировать ее. В своей работе я столкнулась с подобной проблемой, когда ученики пишут доклады, сообщения, делают презентации, совершенно не умея отбирать нужную информацию.
Программа международной оценки обучающихся PISA (2015г) свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её, т.е. показали неготовность работать с несплошными текстами.
Для формирования читательской грамотности сегодня необходимо активно использовать новые стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.
Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».
К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
— описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
— повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
— рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
«Несплошные» тексты— это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты)
Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
В рамках региональных исследований качества подготовки обучающихся в нашей школе в прошлом учебном году проводилось исследование уровня владения учащимися функциональной грамотностью по трем направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная. Данное исследование проводилось по модели международного периодического сопоставительного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) и включало следующие эмпирические методы исследования: анкетирование обучающихся и учителей, тестирование учащихся.
Целью исследования являлась оценка способности обучающихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В региональных исследованиях по оценке функциональной грамотности, проводимых 25 октября 2019 года, приняли участие 48367 обучающихся 6-х, 7-х классов из 576 образовательных организаций края. Количество обучающихся, выполняющих задания по оценке читательской, математической, естественнонаучной грамотности, определялось по случайной выборке.
Табл. Результаты исследования уровня владения функциональной грамотностью
Функциональная грамотность |
Наименование муниципального образования |
6 класс |
7 класс |
||||||
высокий |
выше среднего |
базовый |
недостаточный |
высокий |
выше среднего |
базовый |
недостаточный |
||
Читательская грамотность |
По СК |
4,5 |
35,3 |
43,8 |
16,4 |
6,4 |
43,5 |
39,3 |
10,9 |
Левокумский район |
10,6 |
24,4 |
49,6 |
15,4 |
8,5 |
36,4 |
39,8 |
15,3 |
|
Математическая грамотность |
По СК |
1,1 |
19,1 |
47,5 |
30,2 |
1,5 |
23,5 |
53,1 |
21,1 |
Левокумский район |
0,0 |
7,0 |
48,7 |
44,3 |
0,8 |
18,0 |
56,6 |
24,6 |
|
Естественнонаучная грамотность |
По СК |
2,9 |
28,5 |
44,9 |
23,6 |
4,6 |
35,8 |
42,2 |
17,2 |
Левокумский район |
4,1 |
19,0 |
48,8 |
28,1 |
1,7 |
34,7 |
47,5 |
16,1 |
При работе с текстовым источником были продемонстрированы средние показатели: умение найти и извлечь информацию из текста научного стиля (6 кл. – 67,9 %, 7 кл. – 71,7 %), умение найти и извлечь информацию из текста публицистического стиля (6 кл. – 69,4 %, 7 кл. – 75,4 %), умение интегрировать и интерпретировать информацию из текста научного стиля (6 кл. – 67,5 %, 7 кл. – 74,6 %), умение интегрировать и интерпретировать информацию из текста публицистического стиля (6 кл. – 58,2 %, 7 кл. – 64,9 %).
Более низкие показатели наблюдаются при выполнении анализа художественного текста: умение найти и извлечь информацию из текста художественного стиля (6 кл. – 24,7 %, 7 кл. – 28,3 %), умение интегрировать и интерпретировать информацию из текста художественного стиля
(6 кл. – 35,6 %, 7 кл. – 43,1 %).
Данные результаты, очевидно, свидетельствуют о том, что учащиеся в основном усваивают информацию из текстов научно-популярного и публицистического стилей. Регулярная работа с учебником как жанром научного стиля, справочной литературой, словарями, энциклопедиями, чтение материалов научно-популярного характера сформировало систему навыков работы с текстами данного типа. Недостаточный интерес к художественной литературе, нежелание глубже ознакомиться с произведениями выдающихся отечественных и зарубежных авторов, очевидно, объясняет низкие результаты овладения навыками анализа художественного текста.
Результаты выполнения заданий, нацеленных на проверку умений работать с информацией из графического источника, демонстрируют средний уровень владения умением найти и извлечь информацию из графического источника (6 кл. – 67,8 %, 7 кл. – 70,5 %), уровень ниже среднего во владении умением интегрировать и интерпретировать информацию из графического источника (6 кл. – 46,1 %, 7 кл. – 53,1 %), низкий уровень владения умением осмыслить и оценить информацию из графического источника (6 кл. – 29,2 %, 7 кл. – 30,7 %).
Результаты выполнения заданий, проверяющих умение работать с графическим источником показывают, что учащимся сложнее всего интерпретировать, осмыслить и оценить информацию из данного источника, возможно, потому, что они недостаточно владеют навыками анализировать и обобщать статистические данные.
Результаты работы с иллюстративным источником показывают высокий уровень умения найти и извлечь информацию из иллюстративного источника (6 кл. – 93,9 %, 7 кл. – 95,4 %), высокий уровень умения осмыслить и оценить информацию из иллюстративного источника (6 кл. – 80,7%, 7 кл. – 80,7 %). Но почти в два раза ниже наблюдаются показатели умения интегрировать и интерпретировать информацию из иллюстративного источника (6 кл. – 36,8 %, 7 кл. – 48,2 %), что, возможно, объясняется трудностями, связанными с умением обобщать визуальную информацию, недостаточным формированием навыков находить главную мысль, объединяющую определённый иллюстративный ряд.
Руководителям образовательных организаций, с целью повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, было рекомендовано обеспечить следующее.
- Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся за счет реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, т. е. за счет достижения планируемых стандартом предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
- Введение отдельных видов функциональной грамотности в качестве предметов в часть основной образовательной программы, которая формируется образовательной организацией, в форме внеурочных занятий, факультативов и элективных курсов.
- Включение тем и модулей отдельных видов функциональной грамотности в обязательные предметы: математику, историю, обществознание (экономику и право), географию, основы безопасности жизнедеятельности, литературу, иностранные языки.
- Реализацию в учебном процессе комплексного системно-деятельностного подхода, включающего решение различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формируются в рамках предмета как на уроках, так и дома.
- Внедрение отдельных видов функциональной грамотности в образовательную практику школы через включение их в программы воспитания и социализации.
- Создание кружков и клубов в рамках системы дополнительного образования школы.
- Проведение процедур оценки глобальных компетенций как процессов, поддерживающих и обеспечивающих повышение уровня функциональной грамотности обучающихся.
- Организацию внутришкольного повышения квалификации учителей в области формирования функциональной грамотности через разработку (подборку) различных классов учебных задач и методик формирования различных стратегий их решения.
В связи с этим в нашей школе разработан план мероприятий, направленный на формирование функциональной грамотности учащихся 6 – 8 классов, с упором на читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность.
Вопросы формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) внесены в учебный план школы в раздел «Внеурочная деятельность». Был составлен план мероприятий, направленных на повышение уровней читательской, математической и естественнонаучной грамотностей и исключение рисков ученической неуспешности. В плане были предусмотрены вопросы изучения понятия «Функциональная грамотность», подбор и рассмотрение, презентация материалов по тематике «функциональная грамотность» и «межпредметные связи», выявление уровня мотивации на учебу среди учащихся школы, круглые столы по обмену опытом по выработке у учащихся навыков функциональной грамотности, прохождение курсовой подготовки учителей школы.
Цели образования в настоящее время изменяются: переход от привычного освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать ее для создания новых знаний и технологий. В связи с этим и изменились технологии преподавания и требования к специалистам.
Анализ материалов международных симпозиумов, сессий ЮНЕСКО, работ российских и зарубежных ученых приводят к осознанию функциональной грамотности как гаранта безопасности жизнедеятельности человека, средства его успешного жизнестроения в меняющемся мир.